технология критического мышления.pdf
Adobe Acrobat документ 334.9 KB

Технология развития критического мышления

Основная цель применения ТРКМ  – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии  развития критического мышления посредством чтения и письма -  американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни  Стил, Курт Мередит.  В России реализуется с середины 90-ых годов.     В  основе технологии лежит:
·         диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
·         психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
·         педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили

Что такое критическое мышление?  Это мышление:
·         свободное
·         независимое 
·         рефлексивное
·         оценочное
·         аналитическое

Алгоритм технологии развития критического мышления:

Технологические этапы урока

I стадия


Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к  получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения

 

II стадия

 

Осмысление   содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных  целей обучения


 III стадия

 

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения

Содержание каждой фазы

ВЫЗОВ

Деятельность учителя -  Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащегося - Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможные приемы и методы - Составление списка «известной информации»:

Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…

 

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II.Осмысление содержания

 

Деятельность учителя - Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся - Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы - Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+»,  (на полях);

поиск ответов  на поставленные в первой части урока вопросы.

 

III. Рефлексия

 

Деятельность учителя - Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям;  внести изменения. дополнения; дать творческие. Исследовательские задания на основе изученной информации.

 

Деятельность учащихся -  Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

 

Возможные приемы и методы - Заполнение кластеров, таблиц.Установление причинно-следственных связей между блоками информации.Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.Ответы на поставленные вопросы.Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

Приемы технологии РКМ
1.     «Инвентаризация» - составление списка известной информации
·         Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
2.     «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения
·         На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
·         На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
3.     Ключевые слова
·         Учитель  произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста  и т.д.) 
4.     «Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?

Тонкие вопросы: Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?

5.   Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать - узнал».

 6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка  текста значками по мере его чтения
I – interactive    -  интерактивнаяN – noting         -  размечающаяS – system         -  системаE – effective      -  для эффективногоR - reading and  - чтения и      
T - thinking        - размышления
 Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:
·           " V " - уже знал     " + " - новое     " - " - думаю иначе, не согласен     " ? " - не понял, есть вопросы  

7.     Зигзаг –групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количество отрывков должно совпадать с количеством  членов в группе.  Каждый учащийся работает со своим текстом,  по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались   специалисты по одной теме.  Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме.  Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы

 8. Эффективная лекция  -
·          Стадия вызова: учащиеся, обсудив  в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
·         Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
·         Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
·         Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

9.Кластер ( «грозди») –графический прием систематизации материала                                                                                                                  Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди

10.      Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

11.   Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.  Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
·         Р – роль, от чьего лица составляется текст
·         А- аудитория кому адресован текст
·         Ф- форма
·         Т – тема

Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

Стадия вызова
·         «Инвентаризация»
·         «Верите ли вы…»
·         «Ключевые слова»
·         «Тонкие» и «толстые» вопросы
·         Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления
·         ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
·         Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
·         Зигзаг
·         Лекция
·         Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
·         Ответы на вопросы
·         Кластер
·         Синквейн
·         Проверка и обсуждение таблиц
·         Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
·         Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Эффективность использования технологии критического мышления

В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи  (дисциплинированность,  четкое  и внимательное выполнение заданий);
 
Технологичность КМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления;
 

КМ  развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;
 

В    технологии КМ  заложен  прием    взаимообучения.  Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;


Передача информации друг другу развивает  различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный,  рефлексивный;
 
 КМ  развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.)