Английский язык

Цели обучения ИЯ

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которую составляют:

речевая компетенция (коммуникативные умения в 4 основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция (овладение новыми языковыми средствами);

социокультурная (межкультурная) компетенция (приобщение к культуре страны изучаемого языка);

компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств);

учебно-познавательная компетенция (развитие общих и специальных учебных умений).
2. Развитие личности и формирование особой внутренней позиции учащегося посредством реализации воспитательного потенциала ИЯ:

формирование у учащегося потребности в изучении ИЯ и овладение им как средством общения, самореализации и социальной адаптации в условиях глобализации;

формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

стремление к овладению основами мировой культуры;

осознание вести здоровый образ жизни.
Основные компоненты содержания обучения ИЯ

1. Предметное содержание речи (тематика курса).
2. Виды речевой деятельности (коммуникативные умения в области говорения, аудирования, чтения и письма).
3. Языковые знания и навыки (орфографическая, фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи).
4. Социокультурные знания и навыки (приобщение к культуре страны изучаемого языка).
5. Учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения: работа с информацией, специальные предметные умения: работа с двуязычным словарем).

Тенденции в обучении ИЯ

Усиление вариативности обучения ИЯ, т. е. возможность выбора школы и выбора УМК, методов и технологий обучения и контроля.

Поликультурность и языковой плюрализм, т. е. расширение спектра изучаемых языков.

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения ИЯ, т. е. создание условий для проявления способностей каждого учащегося, учет его интересов и личного опыта, обеспечение мотивации обучения.

Открытость, т. е. доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля.

Автономия, т. е умение работать самостоятельно, используя различные стратегии изучения ИЯ: проектные технологии, дневники, языковые портфели.

Интегративность и комплексность, т. е. интеграция дисциплин и методов обучения для удовлетворения потребности учащихся в получении целостного восприятия мира.

Увеличение использования ИКТ, как на уроках, так и самостоятельно, что способствует развитию автономии учащихся, овладению ИЯ на более высоком уровне.

Освоение инновационного опыта у тех школ, где уже существуют экспериментальные языковые площадки (вариативность технологий обучения, раннее языковое образование и др.).
Современные технологии обучения ИЯ

Когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии).

Сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов).

Контролирующие (тестирование, языковые портфели, конкурсы и олимпиады).

Мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, Интернет-ресурсы).

Здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядка).
Подход к обучения ИЯ

В обучении ИЯ широко используется деятельностный подход.
Его основы были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я Гальперина, рассматривавших деятельность в качестве основы и движущей силы развития личности. В методике преподавания ИЯ деятельностный подход получил интерпретацию в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к обучению (И.Л. Бим, И.А. Зимняя), а практическую реализацию — в рамках коммуникативного метода.
Средствами осуществления деятельностного подхода являются:

ролевые игры;

проблемные ситуации;

свободное (спонтанное) общение.
Коммуникативно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится учащийся, а система обучения предполагает учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности обучаемого.
Деятельностный характер обучения предполагает организацию занятий как учебной деятельности, направленной на постановку и решение учащимися конкретных учебных задач.
Объект обучения — речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод.

Принципы обучения ИЯ

Ведущий методический принцип обучения ИЯ — коммуникативный. Его использование означает организацию активной творческой деятельности учащихся: постоянное обращение к языку как средству общения, широкое использование коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, отражающим интересы учащихся и т. д. Принцип коммуникативности лежит в основе коммуникативного метода обучения ИЯ.
Концепцию метода обосновал Е.И. Пассов. Особенность метода — попытка приблизить процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации. Цель метода — овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции.
Принцип устного опережения предполагает устное введение и закрепление учебного материала, наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения.
Принцип учета уровня владения языком предполагает организацию процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся.

Формы обучения ИЯ

Непосредственное обучение реализуется в виде групповой (коллективной) либо индивидуальной формы.
Опосредованное обучение происходит без личного контакта учителя и учащихся, главным образом через письменную речь или средства, ее заменяющие. Формы обучения: самостоятельная индивидуальная работа учащихся, дистанционное обучение.
Основной формой обучения ИЯ является урок. Существуют различные классификации уроков, но все они предусматривают занятия по овладению средствами языка и деятельностью общения.
Формы внеаудиторной работы: занятия в кружках, встречи с носителями языка, просмотр фильмов, театрализованные выступления, вечера, праздники и недели английского языка.

Контроль в обучении языку
Виды контроля

Предварительный контроль позволяет установить исходный уровень владения языком.

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения определенной части учебного материала.

Промежуточный контроль проводится по завершению темы и позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате освоения значительного по объему материала (в конце семестра).
Формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой, парный.
В качестве средств контроля используются: раздаточный материал, тесты, контроль в четырех видах речевой деятельности.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ИЯ;

возможность самореализации через ИЯ;

формирование коммуникативной компетенции, межкультурной и межэтнической коммуникации;

развитие личностных качеств;

формирование гражданской идентичности.

Метапредметные результаты:

развитие коммуникативной компетенции;

развитие исследовательских учебных действий (навыки работы с информацией);

развитие смыслового чтения.

Предметные результаты:

в коммуникативной сфере (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции);

в познавательной сфере (приемы работы с текстом, индивидуальная и совместная проектная работа и т. д.);

в ценностно-ориентационной сфере (приобщение к ценностям мировой культуры через изучения ИЯ, достижение взаимопонимания при общении с носителями ИЯ и т. д.);

в эстетической сфере (рациональное планирование учебного труда, работа в соответствии с намеченным планом);

в физической сфере (стремление вести здоровый образ жизни).
Современные средства обучения ИЯ

Книгопечатная продукция (нормативная и методическая литература, УМК).

Экранно-звуковые пособия (аудио-, видеоматериалы, материалы к интерактивным электронным доскам).

Демонстрационные печатные пособия (грамматические таблицы, карты, изображения символики, флагов, портретов, достопримечательностей).

Информационно-коммуникационные средства (электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, компьютерные словари).