«Имей дух и умей передать его ребенку»

                                                                                                                                                                       С.Л. Соловейчик 

 

За моей спиной не так много лет педагогической работы. Но за это время затрачены немалые усилия, сделаны пробы и ошибки, есть  разочарования и успехи. Мною прочно усвоено, что урок – это  то важное, от которого зависят человеческие судьбы. Шлифую уроки, ищу, использую эффективные методы и приемы. И постоянно чувствую вину за то, что дети вырастают не такими, какими хотелось бы их видеть. Гуманистические порывы не доходят до всех учеников. Мне кажется, что я сама не знаю чего-то самого главного и не говорю об этом главном детям, без чего обучение и воспитание становится блужданием по дикому лесу: один выходит на дорогу, а другой – нет.

Я пытаюсь понять: в чем же таки секрет? Обращаюсь к педагогам-новаторам, к опыту лучших учителей. Я прекрасно понимаю, что успех приносит приобретение прекрасных педагогических и психологических знаний, организация процесса обучения и воспитания на их основе, соблюдение закономерностей педагогики и огромное желание иметь успех. Нужна слаженная система, потому что сами по себе, вне системы, даже самые разнообразные методы ничего не дадут. Читая Сухомлинского В.А. и Соловейчика С.Л.,  я вот что поняла: живя во внешнем мире, человек имеет свой уникальный внутренний мир. Он-то и определяет его жизнь, его поведение, его успехи и неудачи.  Это не механизм, который можно направить в ту или иную сторону. Ну а что же это? И вот получается, мы знаем очень многое, проникли в атомы и в космос, в недра земли. Составлены разные карты: географические и астрономические с точностью до метра. Но скажите, кто из вас видел и представляет себе карту внутреннего мира человека, ребенка,  с которым мы имеем дело?

Мы чувствуем, что у каждого человека есть душа, говорим о человеческом духе, но что это такое?  В наших учебниках, монографиях, даже словарях никакой души и духа нет.

Внутренний мир – это этическое явление. И этика-это не мед в восковых сотах, а сами соты. И хотя мир каждого разный (разные способности, дарования, потребности), но есть общие функциональные понятия, которые составляют духовную основу каждого. Это вера, любовь, надежда, которые определяют душевное движение, действие.

Правда, красота, добро  - это дух, т.е. духовная сила, стремление к правде, добру, красоте. Я поняла, что не только в нас самих, но и вне нас существует совесть, правда, красота. И воспитывать их не надо. Воспитывать необходимо совестливость, страх перед совестью, стремление жить по совести, по правде.

Поняв это, мне легче стало с детьми, я перешла к дифференцированному обучению, т.к. одни и те же истины нельзя говорить одним и тем же языком и всем сразу. Я не взываю теперь учеников к совести, не доказываю им, что воровать  - это плохо, потому что все призывы лживы, если не подкрепляются справедливой жизнью самого воспитателя и взрослых людей, которые окружают детей.

 Слова, сказанные в прежние времена, приобрели для меня истинный смысл. Хочешь обучать и воспитывать? «Имей дух и умей передать его детям». Я не верю, что духовность пропала. Она живет в самой природе. Развивать дарования, заложенные в человеке природой, заставить работать разум, устранить дефицит человечности, восстановить нравственное равновесие и веру в людях не смогут ни политики, ни бизнесмены. Это под силу только учителю, простому, порой незаметному, но мудрому, хотя бы на своем маленьком «пятачке», который именуется КЛАСС. Вот почему я призываю  своих коллег осмыслить это и поверить в себя. Без такой веры нам сегодня работать  нельзя.